Комментарии эксперта
. Административная процедура по организации воздушного движения начинается с осуществления предварительного, суточного и текущего планирования воздушного движения в соответствии с поданными заявками на использование воздушного пространства, поданными в соответствующие центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
Ответственными за организацию воздушного движения являются начальники (руководители) центров Единой системы организации воздушного движения в установленных для них зонах и районах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации:
- главный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации – в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию;
- зональные центры, вспомогательные зональные центры, районные центры, вспомогательные районные центы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации – в установленных для них зонах (районных);
- органы (центры) обслуживания воздушного движения аэродромов в установленных для них районах.
Начальники (руководители) Центров Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации обязаны организовать:
- планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными Воздушным кодексом Российской Федерации;
- обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства;
- обеспечение экономичности, регулярности и безопасности воздушного движения;
- обслуживание (управление) воздушного движения;
- организацию потоков воздушного движения;
- организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
- контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
- согласование предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства Российской Федерации;
- предотвращение столкновений воздушных судов;
- участие в оказании помощи воздушным судам, терпящим или потерпевшим бедствие, а также в обеспечении поисково-спасательных работ.
В соответствии с утвержденным cоответствующим начальником (руководителем) суточным планом воздушного движения:
1 командир воздушного судна принимает решение на вылет на основании:
- готовности экипажа воздушного судна к выполнению полета; готовности воздушного судна к полету;
- анализа метеообстановки;
- информации диспетчера о состоянии аэродромов вылета, назначения и запасных аэродромах,
- о воздушной обстановке и обеспечении полета;
2 диспетчер АДП выдает экипажу воздушного судна диспетчерское разрешение на вылет на основании задания на полет и принятого командиром воздушного судна решения на вылет, если:
- техническое состояние аэродрома вылета (назначения) соответствует установленным требованиям или будет соответствовать им ко времени вылета (прилета);
- техническое состояние запасных аэродромов соответствует установленным требованиям;
- воздушная обстановка не препятствует выполнению полета, а фактическая погода на аэродроме вылета не ниже минимума, установленного для взлета;
- прогноз погоды по маршруту, на аэродромах назначения и запасных соответствует установленным требованиям;
- экипаж воздушного судна имел необходимый предполетный отдых, прошел медицинский и штурманский контроль, получил необходимую полетную документацию и информацию;
- количество топлива, указанное в задании на полет, не менее потребного, рассчитанного дежурным штурманом (экипажем воздушного судна).
В целях осуществления предполетной подготовки экипажей самолетов 1-3 - го класса может быть организовано предполетное информационно-консультативное обслуживание экипажей воздушных судов по типу «брифинг».
При организации в аэропортах предполетного информационно-консультативного обслуживания экипажей воздушных судов по типу «брифинг» экипажу воздушного судна предоставляется аэронавигационная, метеорологическая, специальная информация и расчеты, необходимые для выполнения рейса.
Ответственным за комплектацию полетной документации для экипажей воздушных судов при предполетном информационно-консультативном обслуживании экипажей воздушных судов по типу «брифинг» является дежурный по брифингу (дежурный штурман, старший диспетчер АДП).
Ответственным за качество предполетной подготовки при предполетном информационно-консультативном обслуживании экипажей воздушных судов по типу «брифинг» является командир воздушного судна.
При предполетном информационно-консультативном обслуживании экипажей воздушных судов по типу «брифинг» командир воздушного судна, принимая решение на вылет, информирует о принятом решении диспетчера АДП.
При организации предполетного информационно-консультативном обслуживании экипажей воздушных судов по типу «брифинг» выдачи диспетчерского разрешения на вылет не требуется и журнал учета диспетчерских разрешений и решений командира воздушного судна на вылет из аэропорта не ведется.
При отсутствии на аэродроме предполетного информационно-консультативного обслуживания экипажей воздушных судов по типу «брифинг» решение на вылет, принятое командиром воздушного судна, и диспетчерское разрешение записываются в журнал диспетчерских разрешений.
На всех этапах полета воздушного судна: передвижение (буксировка, руление) воздушного судна по аэродрому; взлет воздушного судна; набор высоты после взлета; полет по маршруту; снижение с эшелона (высоты) полета; подход к аэродрому и посадка, экипажу воздушного судна обеспечивается обслуживанием воздушного движения.
При нарушении правил использования воздушного пространства Российской Федерации во взаимодействии с другими органами обслуживания воздушного движения и органами противовоздушной обороны орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) предпринимает необходимые действия для устранения нарушения.
В случае попадания воздушного судна в аварийную ситуацию персонал органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) предпринимает действия по:
- оповещению вышестоящего органа ОВД и координационного центра поиска и спасания;
- оказанию помощи экипажу воздушного судна для успешного завершения полета;
- оказанию помощи координационному центру поиска и спасания при проведении поисково-спасательных работ.
Контроль и надзор за организацией воздушного движения, безопасностью воздушного движения при обслуживании (управлении) воздушного движения осуществляется Федеральной аэронавигационной службой непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими органами, общественными объединениями и иными организациями.
Непосредственная фиксация действий по обслуживанию (управлению) воздушного движения осуществляется с использованием технических средств объективного контроля с документированием и хранением видеозаписи воздушной обстановки (при наличии технических средств), аудиозаписи радиообмена между экипажем воздушного судна и органом обслуживания (управления) воздушного движения.
Осуществление административной процедуры по организации воздушного движения в процессе предоставления государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию обеспечивает пользователям воздушного пространства Российской Федерации (эксплуатантам воздушных судов) возможность придерживаться планируемого времени вылета и прибытия и выдерживать наиболее предпочтительные профили полета при минимальных ограничениях и без снижения установленных уровней безопасности воздушного движения в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства Российской Федерации.