Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры проведения внеплановых проверок соблюдения работодателем установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, является распоряжение руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о проведении внеплановой проверки конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, оформляемом в соответствии с приказом Роструда от 3 июня 2009 года № 127.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Внеплановая документарная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Роструда.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в установленном порядке либо иных сведений, имеющихся в распоряжении территориального органа Роструда;
оценить соответствие деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Внеплановая выездная проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона № 294-ФЗ и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по утвержденной Рострудом форме.
В день подписания распоряжения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, относящегося в соответствии с законодательством к субъектам малого или среднего предпринимательства, в целях согласования ее проведения должностное лицо, проводящее проверку, представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности данного юридического лица или индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К заявлению прилагаются копия распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
Основаниями для отказа органов прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства могут являться:
отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки;
отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
несоблюдение требований, предъявляемых к оформлению решения о проведении внеплановой выездной проверки;
осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;
несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям территориального органа Роструда.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни и здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности, обстоятельства которого не были расследованы в установленном порядке, либо имеется угроза, что указанные обстоятельства могут возникнуть в результате допускаемых правонарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер должностное лицо, проводящее внеплановую выездную проверку, вправе приступить к ее проведению незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении надзорно-контрольных мероприятий посредством направления документов, предусмотренных пунктом 61 настоящего Административного регламента, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется должностным лицом, проводящим проверку, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае, если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности, обстоятельства которого не были расследованы в установленном порядке, либо имеется угроза, что указанные обстоятельства могут возникнуть в результате допускаемых правонарушений, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Выездная проверка начинается с предъявления должностным лицом, проводящим проверку, служебного удостоверения, обязательного ознакомления полномочных представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя с распоряжением руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о назначении выездной проверки, с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Непосредственно перед началом проведения надзорно-контрольных мероприятий должностным лицом, проводящим проверку, организуется рабочее совещание с полномочными представителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, на котором обсуждается порядок проведения проверки и решаются организационные вопросы, связанные с ее проведением (план проведения проверки, перечень обследуемых структурных подразделений и служб, поручения должностным лицам по предоставлению необходимой документации, пояснений и т.д.).
В случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, после проведения рабочего совещания полномочными представителями юридического лица или индивидуального предпринимателя для рассмотрения представляются необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы, содержащие:
выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности, структуре и общей численности работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя;
персональные сведения о руководителях и главных (ведущих) специалистах, в том числе по охране труда, проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя (должности, фамилии, имена и отчества, размер средней заработной платы);
сведения о проводимых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (на его территории) работах, выполняемых на основе заключенных гражданско-правовых договоров, с указанием реквизитов подрядных организаций;
сведения о результатах проверок данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, ранее проведенных уполномоченными органами государственного надзора и контроля по вопросам, связанным с целью проводимой проверки;
данные о состоянии производственного травматизма у данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе в результате групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в течение трех лет, предшествовавших проверке, с указанием структурных подразделений;
копии журналов регистрации несчастных случаев на производстве, происшедших в течение трех лет, предшествовавших проверке;
персональные сведения о количестве работников, уволенных работодателем в течение трех лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности (инвалидности), с указанием структурных подразделений, в которых они работали;
материалы расследования несчастных случаев на производстве, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах;
изданные работодателем приказы (распоряжения) по результатам расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах;
сведения о результатах выполнения мероприятий по устранению причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, выработанных и предложенных в ходе расследования несчастных случаев на производстве, происшедших в текущем и предыдущем годах.
После проведения анализа представленных документов должностным лицом, проводящим проверку, проверяется полнота исполнения работодателем обязательных требований при расследовании и оформлении несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками данного юридического лица или индивидуального предпринимателя включая достоверность их учета с целью выявления возможного сокрытия несчастных случаев на производстве.
В этих целях, в зависимости от фактического объема проверки, связанного с различной численностью работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, должностным лицом, проводящим проверку, последовательно проводятся следующие административные действия:
проверка журнала регистрации несчастных случаев на производстве и наличия материалов расследования, зарегистрированных в журнале несчастных случаев в течение трех лет, предшествовавших проверке;
проверка надлежащего оформления каждого из известных должностному лицу, проводящему проверку, конкретных фактов травматического повреждения здоровья работников юридического лица или индивидуального предпринимателя (при их наличии), сведения о которых ранее были получены (предварительно или непосредственно в ходе проверки) в соответствующих лечебно-профилактических медицинских учреждениях (здравпунктах организации, травмопунктах или иных лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих большинство работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя), включая оформление в установленном порядке несчастных случаев на производстве, в результате которых лечебно-профилактическим медицинским учреждением было рекомендовано перевести пострадавшего на другую работу (без оформления листка временной нетрудоспособности);
выборочный анализ содержания зарегистрированных работодателем актов о несчастных случаях на производстве, происшедших с работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах, в целях выявления их соответствия установленным обязательным требованиям к их оформлению;
выборочный анализ листков временной нетрудоспособности, выданных работникам данного юридического лица или индивидуального предпринимателя в связи со случаями травматического повреждения здоровья (по соответствующим шифрам диагноза) в текущем и предыдущем годах, в целях последующего проведения проверки имеющихся у юридического лица или индивидуального предпринимателя подтверждающих документов и материалов расследования (актов расследования, письменных объяснений пострадавших, их непосредственных руководителей, очевидцев происшествия и т.д.) и достоверности изложенных в них сведений;
выборочная проверка достоверности расследования несчастных случаев с работниками организации, квалифицированных как несчастные случаи по пути на работу (с работы), в целях установления возможных фактов ошибочной квалификации этих случаев.
При проведении выборочного анализа надлежащего документального оформления зарегистрированных несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах, должностным лицом, проводящим проверку, рассматриваются материалы расследования несчастных случаев на производстве (акты о расследовании несчастных случаев, акты о несчастных случаях на производстве) в целях правовой оценки надлежащего исполнения работодателем следующих обязательных требований, установленных статьями 227-230 ТК РФ:
соблюдение требований о направлении в установленные сроки извещений о каждом несчастном случае на производстве, включая групповые несчастные случаи на производстве, тяжелые несчастные случаи на производстве и несчастные случаи на производстве со смертельным исходом, в органы, указанные в статье 2281 ТК РФ;
включение в состав комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве должностных лиц и представителей, указанных в статье 229 ТК РФ;
участие в составе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, относящихся к категории легких, специалиста по охране труда (в том числе специально привлеченного на договорной основе) и представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа;
соблюдение установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве, включая их продление;
обоснованность выводов комиссии по расследованию несчастного случая о причинах и лицах, ответственных за допущенные нарушения, включая решение об установлении степени (размера) вины застрахованного, соответствие указанного решения заключению выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации;
правомерность решений о квалификации происшедшего с работниками несчастных случаев как несчастные случаи, не связанные с производством, отказа в проведении расследования несчастных случаев и составлении акта по форме Н - 1;
соблюдение требований о направлении в территориальный орган Роструда и иные органы сообщений о последствиях несчастных случаев на производстве.
При проведении анализа полноты и качества выполнения мероприятий по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве, определенных комиссиями по расследованию несчастных случаев на производстве, должностным лицом, проводящим проверку, анализируются:
приказы (распоряжения) работодателя, изданные по результатам расследования несчастных случаев на производстве, происшедших в текущем и предыдущем годах, в целях правовой оценки характера предусмотренных в них профилактических мероприятий, обоснованности сроков их выполнения и установления должностных лиц, ответственных за их реализацию;
протоколы обсуждений (рассмотрений) работодателем с участием представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа данного юридического лица или индивидуального предпринимателя результатов расследования каждого несчастного случая в целях правовой оценки принятых решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.
После проведения анализа указанных документов должностным лицом, проводящим проверку, проводится выборочная проверка фактической реализации предусмотренных в них мероприятий, а также мероприятий, изложенных в актах о расследовании несчастных случаев на производстве, ранее происшедших с работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая мероприятия технического характера, непосредственно на рабочих местах, где ранее произошли несчастные случаи на производстве, и на аналогичных рабочих местах.
По результатам внеплановой проверки должностным лицом, проводящим проверку, оформляется акт проверки по форме, утвержденной приказом Роструда от 3 июня 2009 года № 127.
В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки в установленном порядке было проведено согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется должностным лицом, проводящим проверку, в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, работники территориального органа, уполномоченные на осуществление государственной функции, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
выдать предписание работодателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, его филиала, представительства, структурного подразделения, эксплуатация принадлежащих ему зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан или такой вред причинен, работники территориального органа, уполномоченные на осуществление государственной функции, обязаны незамедлительно принять в установленном законодательством порядке меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, включая применение в исключительных случаях временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг на срок, не превышающий 5 суток, до рассмотрения дела судом в порядке, установленном КоАП.
Если в ходе проверки были выявлены нарушения установленного порядка оформления несчастных случаев на производстве, устранение которых возможно без проведения дополнительного расследования, то по результатам проверки должностным лицом, проводившим проверку, работодателю предъявляется требование о внесении в оформленный акт о несчастном случае на производстве необходимых изменений и дополнений (в виде обязательного для исполнения предписания).
К нарушениям установленного порядка оформления несчастных случаев на производстве, устранение которых допускается без проведения дополнительного расследования данного несчастного случая относятся следующие:
акт о несчастном случае на производстве оформлен на бланке не установленной формы;
в отдельных пунктах акта о несчастном случае отсутствуют сведения, предусмотренные в установленной форме акта о несчастном случае на производстве.
В указанных случаях по требованию должностного лица, проводившего проверку, оформляется новый акт о несчастном случае на производстве. Прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу, о чем работодатель (его представитель) либо должностное лицо, проводившее проверку, информируют пострадавшего или его полномочных представителей и заинтересованные органы, направляя им, при необходимости, переоформленный акт о несчастном случае на производстве или его копию.
Если в ходе проверки выявлены нарушения установленного порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве, устранение которых не представляется возможным без проведения дополнительного расследования, то по результатам проверки должностным лицом, проводившим проверку, работодателю предъявляется требование о проведении в установленном порядке дополнительного расследования несчастного случая (в виде обязательного для исполнения предписания) либо проводится его расследование самостоятельно в порядке, установленном статьей 2293 ТК РФ.
К нарушениям установленного порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, устранение которых невозможно без проведения дополнительного расследования, в частности, относятся следующие:
несчастный случай фактически не расследован в установленном порядке либо работодателем неправомерно принято решение об отказе в проведении расследования несчастного случая;
расследование несчастного случая на производстве проведено комиссией, сформированной с нарушением требований статьи 229 ТК РФ;
несчастный случай неправомерно квалифицирован по результатам расследования как несчастный случай, не связанный с производством;
содержание акта о несчастном случае в части определения причин несчастного случая и лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, не соответствует фактическим обстоятельствам несчастного случая и (или) материалам его расследования.
Подтверждением факта происшествия несчастного случая являются полученные в ходе проверки:
выписка из медицинской карты и (или) истории болезни пострадавшего, другие медицинские документы, выданные в установленном порядке медицинским учреждением, в которое был доставлен пострадавший после получения им повреждения здоровья;
документы правоохранительных органов, проводивших проверку по факту повреждения здоровья пострадавшего;
письменные объяснения очевидцев происшествия несчастного случая и других лиц, располагающих сведениями о факте повреждения здоровья пострадавшего;
выписки из организационно-распорядительных документов работодателя, подтверждающие получение пострадавшим повреждения здоровья при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей;
другие документы, подтверждающие факт повреждения здоровья пострадавшего при исполнении им трудовых (профессиональных) обязанностей.
О результатах проведенной внеплановой проверки должностным лицом, проводившим проверку, направляется письменный ответ заявителю, обратившемуся в территориальный орган Роструда с заявлением о допущенных нарушениях обязательных требований.