Общие сведения
Краткое наименование государственной услуги:
Осуществление контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства
Полное наименование государственной услуги:
Осуществление государственного контроля и надзора засоблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Ответственный орган:
Федеральная служба по труду и занятости
Раздел:
Труд и занятость Прочее
Описание:
Осуществление надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по труду и занятости. Административный регламент определяет порядок осуществления Рострудом и его территориальными органами – государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, сроки и последовательность действий (административных процедур), а также порядок взаимодействия с организациями при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права .
Результат:
Результатом исполнения государственной функции являются проведенные уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в целях выявления и пресечения правонарушений в сфере труда, устранения их последствий и реализации мер по предупреждению аналогичных правонарушений.
Сведения о консультировании:
Информирование о правилах исполнения государственной функции осуществляется Рострудом и его территориальными органами посредством:
размещения информации о правилах исполнения государственной функции, в том числе текста настоящего Административного регламента на официальном сайте Роструда в сети Интернет;
размещения информации о правилах исполнения государственной функции, в том числе текста настоящего Административного регламента в печатном виде на информационных стендах либо в электронном виде в информационных киосках, расположенных в помещениях Роструда или его территориальных органов;
предоставления Рострудом или его территориальными органами заявителям (их полномочным представителям) информации о правилах исполнения государственной функции, в том числе текста настоящего Административного регламента по их запросу;
размещения информации о правилах исполнения государственной функции, а также текста настоящего Административного регламента в специализированных печатных изданиях;
издания информационных материалов о правилах исполнения государственной функции (брошюр, буклетов, информационных листков и т.п.);
устного консультирования заявителей (их полномочных представителей) о правилах исполнения государственной функции должностными лицами Роструда и его территориальных органов на личном приеме и по справочным телефонам;
письменного информирования заявителей (их полномочных представителей) о правилах исполнения государственной функции работниками Роструда и его территориальных органов на основании обращений заявителей, в том числе поступивших по электронной почте.
Место нахождения Роструда: 109012, г. Москва, Биржевая площадь, д. 1.
Карта-схема месторасположения Роструда размещена на официальном сайте Роструда в сети Интернет www.rostrud.info.
Карты-схемы месторасположения территориальных органов содержатся на официальных сайтах территориальных органов в сети Интернет.
Телефоны для справок:
Роструд - (495) 698-84-12;
Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда – (495) 698-82-04;
Адрес официального сайта Роструда в сети Интернет: www.rostrud.info.
Адрес электронной почты Роструда: rostrud06@mail.ru.
Сведения о номерах телефонов территориальных органов размещаются на официальном сайте Роструда и сайтах его территориальных органов в сети Интернет.

Сведения об обжаловании:
Заявители имеют право на обжалование решений, принятых в ходе исполнения государственной функции, действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда в досудебном порядке путем непосредственного обращения к руководителю территориального органа или к руководителю Роструда – главному государственному инспектору труда Российской Федерации, в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации либо в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решения руководителя Роструда - главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .
Жалоба на действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов подается в письменной форме и должна содержать:
наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
наименование должности, фамилию, имя и отчество уполномоченного должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;
фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, подающего жалобу, почтовый адрес для направления ответа;
подпись заявителя и дату;
существо обжалуемого действия (бездействия).
В жалобе указываются причины несогласия с обжалуемыми действиями (бездействием) и решением, а также обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования об отмене решения, о признании незаконным действий (бездействия) и решения, а также иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные обстоятельства. В таком случае заявителем приводится перечень прилагаемых документов.
Заявитель вправе обратиться в Роструд или его территориальный орган с запросом о представлении имеющейся информации и документов, необходимых для обоснования жалобы.
Жалоба рассматривается уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа в течение 30 дней со дня ее регистрации.
В случае, если по жалобе требуется проведение служебной проверки, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению руководителя органа, в который поступила жалоба, или его заместителя. О продлении срока рассмотрения заявители уведомляются письменно с указанием причин продления.
На основании ходатайства заявителя руководителем Роструда или его территориального органа может быть рассмотрен вопрос о приостановлении действия обжалуемого решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа.
Должностные лица, уполномоченные на рассмотрение жалоб:
обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу или его законного представителя;
вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя;
дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
уведомляют заявителя о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
По результатам рассмотрения жалобы уполномоченное должностное лицо Роструда или его территориального органа принимает решение об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным обжалованных действий (бездействие) и решения либо об отказе в удовлетворении требований.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю.

Процедуры работы по обращениям Заявителей
Проведение плановых мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Срок выполнения:
Продолжительность каждой проверки, осуществляемой в рамках исполнения государственной функции, не должна превышать двадцати рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
Срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается по каждому филиалу (представительству) юридического лица.
Срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов.

Основание:
Издание руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) распоряжения на проведение плановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 (в редакции приказа Минэкономразвития РФ от 24 мая 2010 № 199), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года (рег. № 13915)
Результат:
По результатам каждой завершенной плановой проверки уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда, проводившим проверку, оформляется акт проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 (в редакции приказа Минэкономразвития РФ от 24 мая 2010 № 199), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года (рег. № 13915).
В акте проверки отражаются установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, выполняемых работ либо оказываемых услуг обязательным требованиям в сфере труда, указываются подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований в сфере труда, неповиновения законному распоряжению или требованию уполномоченного должностного лица федеральной инспекции труда, а также воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов).
В случае устранения в ходе проверки проверяемым лицом выявленных нарушений об этом делается запись в акте проверки.
В соответствии с положениями части 3 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ к акту проверки прилагаются следующие связанные с результатами проверки документы или их копии:
протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
предписания об устранении выявленных нарушений;
иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
При наличии оснований для возбуждения дел об административных правонарушений в отношении должностных лиц, виновных в выявленных в ходе проверки нарушениях обязательных требований, протоколы об административных правонарушениях прилагаются к актам проверок только в тех случаях, когда в соответствии с требованиями КоАП дело об административном правонарушении объективно могло быть рассмотрено в установленные для проведения проверки сроки.
В противных случаях дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается по завершению проведения проверки и подписания акта проверки.
Акт проверки оформляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя или полномочных представителей проверяемого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорно-контрольном деле территориального органа Роструда.
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорно-контрольном деле территориального органа Роструда.
В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе не представление акта проверки в указанные данном пункте настоящего Административного регламента сроки, отнесено к грубым нарушениям требованиям законодательства.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц территориального органа Роструда, проводивших проверку.
Уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда, проводящее проверку, обязано разъяснить уполномоченным представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась проверка, их право в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в территориальный орган Роструда в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в территориальный орган Роструда.
Возражения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение десяти рабочих дней подлежат рассмотрению руководителем территориального органа Роструда (его заместителем), по результатам которого выносится письменное решение.
Решение по возражениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на содержание акта проверки и (или) предписания, выданного по результатам проверки, в течение трех дней доводится до их сведения в течение трех дней после его вынесения.
Внесение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводилась проверка, возражений на содержание акта проверки и (или) предписания не ограничивает права проверенного лица на обжалование действий и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда, проводивших проверку, в порядке, установленном общими нормами действующего законодательства.
По завершению проверки уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда осуществляется запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась проверка, содержащая сведения о наименовании территориального органа Роструда, датах начала и окончания проведения проверки, точном времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности уполномоченных должностных лиц территориального органа Роструда, проводивших проверку, и ставятся личные подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись. При несоответствии журнала учета проверок установленным требованиям запись об этом вносится в акт проверки с указанием того, в чем именно выражается нарушение требований к оформлению журнала.
В случае, если в ходе проведения документарной проверки было принято решение о ее прекращении и проведении выездной проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, акт проверки оформляется по завершению выездной проверки.


Контроль:
Контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, принятием решений уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов по исполнению требований настоящего Административного регламента осуществляется руководителем Роструда или его заместителем, а также иными должностными лицами по поручению руководителя Роструда.
Текущий контроль за надлежащим исполнением требований настоящего Административного регламента уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов осуществляется руководителем Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда и его заместителями или руководителями территориальных органов Роструда и их заместителями соответственно.
Контроль за исполнением государственной функции осуществляется путем проведения:
плановых проверок соблюдения и исполнения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов требований и положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность по исполнению государственной функции;
внеплановых проверок соблюдения и исполнения должностными лицами Роструда и его территориальных органов требований и положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность по исполнению государственной функции, в связи с жалобами и обращениями граждан и организаций.
Периодичность осуществления плановых проверок соблюдения и исполнения государственной функции уполномоченными должностными лицами территориальных органов Роструда устанавливается руководителем Роструда (его заместителем), но не должна превышать 3 лет.
В целях осуществления контроля за исполнением государственной функции Роструд и его территориальные органы могут проводить с участием работодателей и работников электронные опросы, форумы и анкетирование по вопросам удовлетворенности полнотой и качеством исполнения государственной функции, соблюдения положений  Административного регламента, сроков и последовательности действий (административных процедур), предусмотренных настоящим Административным регламентом.
Уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении требований и положений  Административного регламента, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Формы обращения:
Формы предоставления:
Основания для отказа
не предусмотрены:
НПА:
  • О персональных данных - 152-ФЗ
  • О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - 294-ФЗ
  • Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости - 324
  • Трудовой кодекс Российской Федерации - 197-ФЗ
  • Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью - 944
  • Об утверждении положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных - 781
  • О государственной гражданской службе Российской Федерации - 79-ФЗ
  • Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 489
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации - 138-ФЗ
  • Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 125-ФЗ
  • О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти - 452
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации - 174-ФЗ
  • О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации - 59-ФЗ
  • Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности - 584
  • Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю - 689
  • Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях - 60
  • О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - 141
  • Уголовный кодекс Российской Федерации - 63-ФЗ
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - 195-ФЗ
  • Цели обращения:
    Утверждение ежегодного плана проведения плановых проверок
    Входящие документы
    Распоряжение Руководителя территориального органа Роструда (1 экз. , Обязательный )
    Сценарии завершения
    Проведение проверки с выявлением административных правонарушений
    Тип:
    Положительный результат оказания услуги
    Исходящие документы:
    Предписание (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Акт проверки (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Проведение плановой проверки без выявления административных правонарушений
    Тип:
    Положительный результат оказания услуги
    Исходящие документы:
    Акт проверки (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Проведение внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    Срок выполнения:
    Срок проведения внеплановых документарной либо выездной проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе отнесенных в соответствии с законодательствам к субъектам малого предпринимательства, не может превышать двадцать рабочих дней.
    Продление срока проведения внеплановых проверок не допускается.

    Основание:
    Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции, является издание руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) распоряжения на проведение внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 (в редакции приказа Минэкономразвития РФ от 24 мая 2010 № 199), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года (рег. № 13915).
    В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 294-ФЗ проведение внеплановой проверки без распоряжения о ее проведении отнесено к грубым нарушениям требований законодательства

    Результат:
    По результатам каждой завершенной проверки уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда, проводившим проверку, оформляется акт проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 (в редакции приказа Минэкономразвития РФ от 24 мая 2010 № 199), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года (рег. № 13915).
    В акте проверки отражаются установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, выполняемых работ либо оказываемых услуг обязательным требованиям в сфере труда, указываются подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований в сфере труда, неповиновения законному распоряжению или требованию уполномоченного должностного лица федеральной инспекции труда, а также воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов).
    В случае устранения в ходе проверки проверяемым лицом выявленных нарушений об этом делается запись в акте проверки.
    В соответствии с положениями части 3 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ к акту проверки прилагаются следующие связанные с результатами проверки документы или их копии:
    протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
    объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
    предписания об устранении выявленных нарушений;
    иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
    При наличии оснований для возбуждения дел об административных правонарушений в отношении должностных лиц, виновных в выявленных в ходе проверки нарушениях обязательных требований, протоколы об административных правонарушениях прилагаются к актам проверок только в тех случаях, когда в соответствии с требованиями КоАП дело об административном правонарушении объективно могло быть рассмотрено в установленные для проведения проверки сроки.
    В противных случаях дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается по завершению проведения проверки и подписания акта проверки.
    Акт проверки оформляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
    В случае отсутствия руководителя или полномочных представителей проверяемого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорно-контрольном деле территориального органа Роструда.
    В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорно-контрольном деле территориального органа Роструда.
    В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе не представление акта проверки в указанные данном пункте настоящего Административного регламента сроки, отнесено к грубым нарушениям требованиям законодательства.
    Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц территориального органа Роструда, проводивших проверку.
    Уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда, проводящее проверку, обязано разъяснить уполномоченным представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась проверка, их право в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в территориальный орган Роструда в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в территориальный орган Роструда.
    Возражения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение десяти рабочих дней подлежат рассмотрению руководителем территориального органа Роструда (его заместителем), по результатам которого выносится письменное решение.
    Решение по возражениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на содержание акта проверки и (или) предписания, выданного по результатам проверки, в течение трех дней доводится до их сведения в течение трех дней после его вынесения.
    Внесение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводилась проверка, возражений на содержание акта проверки и (или) предписания не ограничивает права проверенного лица на обжалование действий и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда, проводивших проверку, в порядке, установленном общими нормами действующего законодательства.
    По завершению проверки уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда осуществляется запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась проверка, содержащая сведения о наименовании территориального органа Роструда, датах начала и окончания проведения проверки, точном времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности уполномоченных должностных лиц территориального органа Роструда, проводивших проверку, и ставятся личные подписи.
    При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись. При несоответствии журнала учета проверок установленным требованиям запись об этом вносится в акт проверки с указанием того, в чем именно выражается нарушение требований к оформлению журнала.
    В случае, если в ходе проведения документарной проверки было принято решение о ее прекращении и проведении выездной проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, акт проверки оформляется по завершению выездной проверки.


    Контроль:
    Контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, принятием решений уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов по исполнению требований настоящего Административного регламента осуществляется руководителем Роструда или его заместителем, а также иными должностными лицами по поручению руководителя Роструда.
    Текущий контроль за надлежащим исполнением требований настоящего Административного регламента уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов осуществляется руководителем Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда и его заместителями или руководителями территориальных органов Роструда и их заместителями соответственно.
    Контроль за исполнением государственной функции осуществляется путем проведения:
    плановых проверок соблюдения и исполнения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов требований и положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность по исполнению государственной функции;
    внеплановых проверок соблюдения и исполнения должностными лицами Роструда и его территориальных органов требований и положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность по исполнению государственной функции, в связи с жалобами и обращениями граждан и организаций.
    Периодичность осуществления плановых проверок соблюдения и исполнения государственной функции уполномоченными должностными лицами территориальных органов Роструда устанавливается руководителем Роструда (его заместителем), но не должна превышать 3 лет.
    В целях осуществления контроля за исполнением государственной функции Роструд и его территориальные органы могут проводить с участием работодателей и работников электронные опросы, форумы и анкетирование по вопросам удовлетворенности полнотой и качеством исполнения государственной функции, соблюдения положений Административного регламента, сроков и последовательности действий (административных процедур), предусмотренных настоящим Административным регламентом.
    Уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении требований и положений Административного регламента, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.


    Формы обращения:
    • По телефону
    • Лично
    • По e-mail
    • Почтой
    Формы предоставления:
    • По телефону
    • Лично
    • По e-mail
    • Почтой
    Основания для отказа
    не предусмотрены:
    НПА:
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации - 174-ФЗ
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации - 138-ФЗ
  • Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности - 584
  • О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти - 452
  • Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью - 944
  • О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации - 59-ФЗ
  • Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях - 60
  • О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - 141
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - 195-ФЗ
  • О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - 294-ФЗ
  • Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости - 324
  • Трудовой кодекс Российской Федерации - 197-ФЗ
  • Уголовный кодекс Российской Федерации - 63-ФЗ
  • Об утверждении положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных - 781
  • О государственной гражданской службе Российской Федерации - 79-ФЗ
  • Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 489
  • Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 125-ФЗ
  • Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю - 689
  • О персональных данных - 152-ФЗ
  • Цели обращения:
    Истечение ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений
    Входящие документы
    Распоряжение Руководителя территориального органа Роструда (1 экз. , Обязательный )
    Сценарии завершения
    Проведение внеплановой проверки с выявлением административных правонарушений
    Тип:
    Положительный результат оказания услуги
    Исходящие документы:
    Предписание (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Акт проверки (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Обращение граждан/ юридических лицо фактах возникновения угрозы, вреда жизни и здоровью
    Входящие документы
    Распоряжение Руководителя территориального органа Роструда (1 экз. , Обязательный )
    Сценарии завершения
    Проведение внеплановой проверки с выявлением административных правонарушений
    Тип:
    Положительный результат оказания услуги
    Исходящие документы:
    Предписание (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Акт проверки (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Проведение внеплановой проверки без выявления административных правонарушений
    Тип:
    Положительный результат оказания услуги
    Исходящие документы:
    Акт проверки (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Проведение внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по обращениям
    Срок выполнения:
    Срок проведения внеплановых документарной либо выездной проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе отнесенных в соответствии с законодательствам к субъектам малого предпринимательства, не может превышать двадцать рабочих дней.
    Продление срока проведения внеплановых проверок не допускается.

    Основание:
    Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции, является издание руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) распоряжения на проведение внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 (в редакции приказа Минэкономразвития РФ от 24 мая 2010 № 199), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года (рег. № 13915).
    В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 294-ФЗ проведение внеплановой проверки без распоряжения о ее проведении отнесено к грубым нарушениям требований законодательства

    Результат:
    По результатам каждой завершенной проверки уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда, проводившим проверку, оформляется акт проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 (в редакции приказа Минэкономразвития РФ от 24 мая 2010 № 199), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года (рег. № 13915).
    В акте проверки отражаются установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, выполняемых работ либо оказываемых услуг обязательным требованиям в сфере труда, указываются подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований в сфере труда, неповиновения законному распоряжению или требованию уполномоченного должностного лица федеральной инспекции труда, а также воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов).
    В случае устранения в ходе проверки проверяемым лицом выявленных нарушений об этом делается запись в акте проверки.
    В соответствии с положениями части 3 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ к акту проверки прилагаются следующие связанные с результатами проверки документы или их копии:
    протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
    объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
    предписания об устранении выявленных нарушений;
    иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
    При наличии оснований для возбуждения дел об административных правонарушений в отношении должностных лиц, виновных в выявленных в ходе проверки нарушениях обязательных требований, протоколы об административных правонарушениях прилагаются к актам проверок только в тех случаях, когда в соответствии с требованиями КоАП дело об административном правонарушении объективно могло быть рассмотрено в установленные для проведения проверки сроки.
    В противных случаях дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается по завершению проведения проверки и подписания акта проверки.
    Акт проверки оформляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
    В случае отсутствия руководителя или полномочных представителей проверяемого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорно-контрольном деле территориального органа Роструда.
    В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорно-контрольном деле территориального органа Роструда.
    В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе не представление акта проверки в указанные данном пункте настоящего Административного регламента сроки, отнесено к грубым нарушениям требованиям законодательства.
    Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц территориального органа Роструда, проводивших проверку.
    Уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда, проводящее проверку, обязано разъяснить уполномоченным представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась проверка, их право в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в территориальный орган Роструда в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в территориальный орган Роструда.
    Возражения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение десяти рабочих дней подлежат рассмотрению руководителем территориального органа Роструда (его заместителем), по результатам которого выносится письменное решение.
    Решение по возражениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на содержание акта проверки и (или) предписания, выданного по результатам проверки, в течение трех дней доводится до их сведения в течение трех дней после его вынесения.
    Внесение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводилась проверка, возражений на содержание акта проверки и (или) предписания не ограничивает права проверенного лица на обжалование действий и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда, проводивших проверку, в порядке, установленном общими нормами действующего законодательства.
    По завершению проверки уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда осуществляется запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась проверка, содержащая сведения о наименовании территориального органа Роструда, датах начала и окончания проведения проверки, точном времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности уполномоченных должностных лиц территориального органа Роструда, проводивших проверку, и ставятся личные подписи.
    При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись. При несоответствии журнала учета проверок установленным требованиям запись об этом вносится в акт проверки с указанием того, в чем именно выражается нарушение требований к оформлению журнала.
    В случае, если в ходе проведения документарной проверки было принято решение о ее прекращении и проведении выездной проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, акт проверки оформляется по завершению выездной проверки.


    Контроль:
    Контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, принятием решений уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов по исполнению требований настоящего Административного регламента осуществляется руководителем Роструда или его заместителем, а также иными должностными лицами по поручению руководителя Роструда.
    Текущий контроль за надлежащим исполнением требований настоящего Административного регламента уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов осуществляется руководителем Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Роструда и его заместителями или руководителями территориальных органов Роструда и их заместителями соответственно.
    Контроль за исполнением государственной функции осуществляется путем проведения:
    плановых проверок соблюдения и исполнения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов требований и положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность по исполнению государственной функции;
    внеплановых проверок соблюдения и исполнения должностными лицами Роструда и его территориальных органов требований и положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность по исполнению государственной функции, в связи с жалобами и обращениями граждан и организаций.
    Периодичность осуществления плановых проверок соблюдения и исполнения государственной функции уполномоченными должностными лицами территориальных органов Роструда устанавливается руководителем Роструда (его заместителем), но не должна превышать 3 лет.
    В целях осуществления контроля за исполнением государственной функции Роструд и его территориальные органы могут проводить с участием работодателей и работников электронные опросы, форумы и анкетирование по вопросам удовлетворенности полнотой и качеством исполнения государственной функции, соблюдения положений Административного регламента, сроков и последовательности действий (административных процедур), предусмотренных настоящим Административным регламентом.
    Уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении требований и положений Административного регламента, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.


    Формы обращения:
    • Лично
    • Почтой
    • По e-mail
    • По телефону
    Формы предоставления:
    • Лично
    • Почтой
    • По e-mail
    • По телефону
    Основания для отказа
    Предмет проверки е соответствует полномочиям :
    Предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов.
    Отсутствие в поступивших обращениях сведений о фактах причинения вреда жизни, здоровью:
    Основанием для отказа в исполнении государственной функции может являться отсутствие в поступивших в Роструд или его территориальные органы обращениях и заявлениях юридических и физических лиц сведений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан или возникновении угрозы причинения такого вреда. либо если указанные обращения и заявления не содержат сведений о лицах, обратившихся в Роструд или его территориальный орган (фамилии заявителя и адрес его места жительства).

    Противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов :
    Осуществление проведения проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    Отсутствие сведений об обратившихся лицах:
    Основанием для отказа в исполнении государственной функции может являться отсутствие в поступивших в Роструд или его территориальные органы обращения не содержащее сведений о лицах, обратившихся в Роструд или его территориальный орган (фамилии заявителя и адрес его места жительства).

    В связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.:
    Основанием для отказа в исполнении государственной функции также является невозможность проведения мероприятий по контролю (надзору) в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
    Невозможность проведения проверки в связи с ликвидацией юридического лица:
    Основанием для отказа в исполнении государственной функции также является невозможность проведения мероприятий по контролю (надзору) в связи с
    ликвидацией или реорганизацией в установленном законодательством порядке юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей проверке

    Отсутствуют основания для проведения проверки:
    В соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ мероприятия по контролю (надзору), осуществляемые в целях исполнения государственной функции, не могут проводиться, а начатые подлежат прекращению в случаях, если установлено, что:
    отсутствуют основания для проведения проверки, предусмотренные частью 8 статьи 9 и часть 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
    НПА:
  • Об утверждении положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных - 781
  • О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти - 452
  • О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - 294-ФЗ
  • Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности - 584
  • Трудовой кодекс Российской Федерации - 197-ФЗ
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации - 138-ФЗ
  • Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю - 689
  • Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости - 324
  • Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью - 944
  • Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 489
  • Уголовный кодекс Российской Федерации - 63-ФЗ
  • О государственной гражданской службе Российской Федерации - 79-ФЗ
  • Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях - 60
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - 195-ФЗ
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации - 174-ФЗ
  • О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации - 59-ФЗ
  • О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - 141
  • О персональных данных - 152-ФЗ
  • Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 125-ФЗ
  • Цели обращения:
    Обращение граждан/ юридических лиц о фактах возникновения угрозы, вреда жизни и здоровью
    Входящие документы
    Обращение заявителя на проведение проверки (1 экз. , Обязательный )
    Распоряжение Руководителя территориального органа Роструда (1 экз. , Обязательный )
    Сценарии завершения
    Проведение внеплановой проверки с выявлением административных правонарушений
    Тип:
    Положительный результат оказания услуги
    Исходящие документы:
    Предписание (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Акт проверки (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Приостановление исполнения функции по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
    Комментарий:
    Тип:
    Приостановление оказания услуги
    Исходящие документы:
    Уведомление о приостановлении исполнения государственной функции (1 экз. , не определено )
    Проведение внеплановой проверки без выявления административных правонарушений
    Тип:
    Положительный результат оказания услуги
    Исходящие документы:
    Акт проверки (1 экз. , на утвержденном бланке )
    Отказ в исполнении функции по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
    Комментарий:
    Тип:
    Отказ в предоставлении услуги
    Исходящие документы:
    Уведомление об отказе в исполнении государственной функции (1 экз. , не определено )